Перевести страницу


Студия дизайна Сергея Боровкова

МАКЕТЫ ДЛЯ ПЕЧАТИ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ , ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИИ,

УСЛУГИ ФОТОГРАФА, ВИДЕООБРАБОТКА ЦИФРОВОГО МАТЕРИАЛА

САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ В КИЕВЕ

+38 067 9593743, +38 050 6907131, +38 093 6363346

Статьи

Подписаться на RSS

Шрифты

Шрифты


Каждый, кто работал с Microsoft Word, наверняка знаком с процедурой изменения шрифта. Для этого достаточно выделить фрагмент текста и выбрать нужный шрифт в раскрывающемся списке. Однако для профессионала далеко не все так просто. Шрифты очень часто оказываются тем элементом публикации, который может подвести в самый ответственный момент (они исчезают, заменяются другими, печатаются совершенно не так, как нужно), и тогда отлично, казалось бы, сделанная работа идет насмарку. Одной из главных проблем, связанных с корректным воспроизведением шрифтов на печати, является отсутствие шрифтов, использованных дизайнером, на компьютере, с которого осуществляется печать. Несмотря на то что в любом учебнике имеются рекомендации о передаче всех используемых при подготовке публикации шрифтов в сервисное бюро, эту ошибку часто совершают как новички, так и профессионалы. В спешке такие простые и очевидные вещи забываются, тем более что эту проблему можно обнаружить только на этапе печати — на мониторе дизайнера все выглядит нормально. Выйти из такой ситуации можно несколькими способами. В каждом профессиональном пакете верстки имеются средства, позволяющие автоматизировать процесс подготовки публикации к передаче в сервисное бюро. С их помощью можно автоматически скопировать использованные шрифты в отдельную папку и записать ее вместе с публикацией на диск. Векторные редакторы, такие как CorelDraw и Adobe Illustrator, позволяют преобразовать шрифт в кривые, что гарантирует их воспроизведение в оригинальном виде — шрифт, преобразованный в кривые, воспринимается растровым процессором, как обычные кривые. Существуют также определенные правила подготовки макетов, например не следует в одной публикации использовать более четырех гарнитур. Обилие шриф тов затрудняет восприятие материала и может приводить к ошибкам при выводе. Опытный дизайнер тщательно подбирает хорошие проверенные шрифты, которые используются при создании макетов. К вопросу использования шрифтов мы будем возвращаться еще неоднократно, так как шрифты — один из главных элементов любого макета, несущих основную смысловую нагрузку.

Ограничения при допечатной подготовке


Ограничения при допечатной подготовке


Знание технологии печати, хотя бы в общих чертах, дает дизайнеру возможность лучше подготовить макет и избежать брака. При подготовке макетов, которые предназначены для печати, следует учитывать определенные ограничения, связанные с особенностями воспроизведения изображения на тех или иных носителях и физической природой восприятия цветов. Если дизайнер работает в достаточно крупной организации, у него, как правило, имеются точные технологические требования, в соответствии с которыми он осуществляет допечатную подготовку. Однако в небольших фирмах и печатных салонах дизайнеру зачастую приходится оказывать заказчику квалифицированную консультационную помощь, самостоятельно определяя, какая именно технология печати в наилучшей степени будет отвечать поставленной заказчиком задаче. В этом случае дизайнеру необходимо иметь хорошее представление о возможностях той или иной технологии печати, чтобы быстро и квалифицированно выбрать наилучшую.


Соответствие цветов

В основе любой допечатной подготовки лежит одинединственный принцип — цветоделение. Для цветной печати необходимо обеспечить правильное нанесение каждой краски в соответствии с используемой технологией печати. Поэтому при подготовке макета дизайнер должен, в первую очередь, представлять, как его работа будет воспроизведена на печати, и мыслить в категориях печатного оборудования. В этом случае, как правило, вероятность возникновения брака сводится к разумному минимуму.


Параметры изображений

Одним из наиболее часто задаваемых дизайнерами вопросов является вопрос о разрешении и цветовой модели изображений, поэтому имеет смысл рассмотреть его отдельно.


Разрешение изображений

Известно, что разрешение критично, прежде всего, при печати растровых изображений. Растровое изображение содержит цифровую информацию о цвете каждой своей точки, или пикселя. Разрешение изображения определяется количеством пикселей, приходящихся на единицу длины изображения по вертикали и по гори- зонтали. Поэтому одно и то же изображение (т.е. изображение, содержащее одно и то же количество пикселей) может иметь различные размеры в сантиметрах, дюймах или миллиметрах в зависимости от разрешения. Чем выше разрешение, тем выше плотность пикселей, тем меньше размер печатного оттиска изображения и тем выше его качество. Например, изображение размером 100 × 100 пикселей при разрешении 72 ppi может быть напечатано размером 3,53 × 3,53 см, а при разрешении 150 ppi размер печатного оттиска составит уже 1,69 × 1,69 см. Таким образом, размер изображения в пикселях (т.е. количество пикселей по горизонтали и по вертикали) исчерпывающе характеризует изображение и определяет максимальный размер его печатного оттиска при заданном разрешении. 

Примечание. По традиции разрешение растровых изображений на экране монитора измеряется в ppi (Pixel per Inch — пикселей на дюйм). Разрешение печатных устройств измеряется в dpi (Dot per Inch — точек на дюйм) и зави сит от конкретного печатного устройства.

Все растровые редакторы позволяют легко изменять размер и разрешение растрового изображения, однако, прежде чем производить операции подобного рода, следует учесть некоторые особенности, присущие растровым изображениям. Качество растрового изображения прямо зависит от количества содержащихся в нем пикселей. Вместе с тем от количества пикселей, а также от используемой цветовой модели прямо зависят объем, занимаемый изображением на жестком диске, и время его обработки или печати. При уменьшении размеров изображения (как на экране монитора, так и на пе чатном оттиске) при неизменном количестве пикселей его разрешение повышается, а значит, улучшается качество. При увеличении размеров изображения, наоборот, происходит уменьшение разрешения и ухудшение качества изображения — при слишком низком разрешении оно начинает напоминать мозаику. Поэтому при подготовке изображений к печати или публикации в электронных документах следует придерживаться определенных значений разрешения, проверенных на практике. Средства растровых редакторов полезно использовать для оценки размеров файла на диске и подбора оптимального разрешения. Зачастую достаточно уменьшить разрешение, например с 300 ppi до 250 ppi (что в большинстве случаев не отразится на качестве отпечатка), вследствие чего размер файла может сократиться на несколько мегабайтов. Например, изображение на листе формата А4 в цветовой модели CMYK с разрешением 300 ppi занимает на диске 33,2 Мбайт, а с разрешени ем 250 ppi — уже 23,1 Мбайт.


Цветовые режимы изображения

Кроме количества пикселей, на качество изображения и объем файла изображения оказывает влияние его цветовой режим. Выбор конкретного цветового режима зависит от того, для каких целей готовится изображение. Существует шесть основных цветовых режимов.

• Bitmap (Битовая карта).

Пиксели изображения окрашиваются только в два цвета: черный и белый. Благодаря этому каждый пиксель занимает один бит памяти компьютера и изображения даже с очень высоким разрешением требуют очень мало места на диске. Вместе с тем в данном режиме становятся недоступными многие операции редактирования изображения. Изображения в битовом режиме имеют только один канал — черный. Этот режим может быть удобен для работы с графическими изображениями, например сканированными рисунками, выполненными карандашом или тушью, а также с экспортированными векторными рисунками.

• Grayscale (Градации серого).

Изображения в данном режиме содержат 256 оттенков (или уровней) черного цвета. Каждый пиксель может описываться 8 или 16ю битами. На экране различие между 8 и 16битовым режимами практически незаметно, но большее количество информации, содержащееся в 16битовом режиме, в некоторых случаях может повысить качество изо бражения при печати. Режим Grayscale (Градации серого) предназначен для работы с чернобелыми фотографиями.

• Indexed Color (Индексированные цвета).

Изображение содержит строго определенное количество цветов, не превышающее 256. Такие изображения не требуют много дискового пространства и часто используются при подготовке изображений для электронных документов и Webграфики. Если в режим Indexed Color (Индексированные цвета) преобразуется полноцветное изображение, содержащее большее количество цветов, то недостающие цвета заменяются наиболее близкими и общее количество цветов сводится к 256. Полученную таблицу цветов можно отредактировать вручную, подобрав наиболее подходящие цвета.

• RGB Color (RGB).

В цветовой модели RGB цвет каждого пикселя определяется тремя цветовыми компонентами (красным, зеленым и синим), сочетания которых могут дать 16 млн оттенков. Изображения в данном режиме содержат три канала — по одному для каждого цвета. Пиксель в каждом из трех каналов описывается в 8-битовом режиме и может принимать значение яркости от 0 до 255. Таким образом, каждый канал представляет собой черно белое изображение в режиме Grayscale (Градации серого). Поэтому одинаковое по количеству пикселей изображение в режиме RGB занимает в три раза больше места на диске, чем в режиме Grayscale (Градации серого). Если пиксель имеет значение яркости 0 в каждом из трех каналов, он имеет абсолютно черный цвет. Если же значение яркости пикселя в каждом канале достигает 255, пиксель отображается абсолютно белым цветом. В режиме RGB работают мониторы, сканеры и телевизоры. Это основной режим для работы с цветными изображениями в Photoshop. Цветовая палитра RGB богаче палитры CMYK, используемой для цветной печати.

• CMYK Color (CMYK).

Используется при подготовке к печати цветных изображений. Изображения в данном режиме содержат четыре канала, по одному для каждой основной краски: Cyan (Голубой), Magenta (Пурпурный), Yellow (Желтый) и Black (Черный). С помощью сочетания точек, напечатан ных этими четырьмя красками, создается все богатство цветов, получаемых при печати. Каждый канал изображения в режиме CMYK содержит инфор мацию о процентном содержании соответствующей краски. Поэтому режим CMYK прямо противоположен режиму RGB, что создает проблемы при переносе цветов с экрана монитора на бумагу. В цветовом режиме CMYK черный пиксель в канале означает 100% содержание соответствующей краски, а значение 0 — отсутствие краски, т.е. белый цвет — цвет бумаги. Для черного цвета пиксель должен иметь нулевые значения во всех каналах, кроме черного. Изображения в режиме CMYK за счет дополнительного канала занимают на 25% больше места, чем аналогичные изображения в режиме RGB. Поэтому рекомендуется редактировать цветное изображение в режиме RGB, а затем переводить его в режим CMYK и выполнять цветовую коррекцию.

• Lab Color (Lab).

В отличие от моделей RGB и CMYK, режим Lab является аппаратнонезависимой цветовой моделью, которая была разработана в 1976 году международной организацией Comission Internationale d’Eclairage (CIE). Преимуществом модели Lab является то, что она заполняет пробел, существующий между моделями RGB и CMYK, так как одинаково хорошо воспроизводит цвета в диапазоне обеих этих моделей. Режим Lab использует три канала: Luminosity (Яркость), канал А, содержащий цвета в диапазоне от темнозеленого низкой яркости до яркорозового высокой яркости, и канал B, содержащий цвета в диапазоне от светлосинего низкой яркости до ярко желтого высокой яркости. Между цветовыми переходами в обоих каналах лежит серый цвет. В режиме Lab удобно осуществлять цветовую и тоновую коррекцию изображений, потому что с помощью отдельного канала яркости можно, не затрагивая цветов изображения, производить настройку яркости. В то же время по скорости работы данный режим не уступает режиму RGB.

Для дизайнера важно помнить, что нет “плохих” или “хороших” цветовых режимов — каждый из них предназначен для решения определенных задач. Поэтому как бы хорошо ни выглядело изображение в режиме RGB на экране монитора, если оно предназначено для печати в типографии, необходимо преобразовать его в режим CMYK, потеряв при этом сочные и яркие синие и зеленые тона. При подготовке оригинала макета необходимо, прежде всего, выяснить технологию печати и в случае необходимости проконсультироваться с печатниками о том, какое разрешение и цветовую модель следует использовать. Это позволит избежать ошибок при печати и оптимизировать файлы, так как избыточная информация часто не менее вредна, чем недостаточная.


Бумага для полиграфии


Бумага для полиграфии

На современном этапе развития печатного дела для получения качественного результата необходимо обладать глубокими знаниями свойств материалов, применяемых для печати тиража.


Бумага

Как известно, качество издания во многом определяется бумагой, на которой оно напечатано. Одна и та же печатная продукция может совершенно поразному выглядеть на различных видах бумаги, поэтому дизайнер должен хорошо представлять себе результат печати на той или иной бумаге. Прежде чем разрабатывать оригинал макет, необходимо определить, какая бумага будет использована для его печати, и учитывать это при разработке.

К используемой в печати бумаге предъявляется ряд определенных требований. Особенности офсетной бумаги определяются использованием увлажнения в процессе печати, большей вязкостью используемых красок, чувствительностью печатных форм к механическим и химическим воздействиям. Основным показателем, характеризующим бумагу, является ее плотность, которая измеряется весом квадратного метра бумажного листа (г/м2 ). Кроме того, для каждого вида изданий характерно использование бумаги определенного типа.


• Газетная.

Используется для печати газет, недорогой периодической литературы, учебных пособий. Отличается низкой ценой при достаточно приемлемом качестве. Как правило, имеет различные оттенки и вкрапления.

• Офсетная.

Наиболее часто используется при печати периодических изданий среднего качества и книг. Отличается белым цветом, гладкостью, однородностью.

• Мелованная.

Отличается высокой гладкостью поверхности, что позволяет выполнять высококачественную печать. Мелованная бумага очень широко используется для периодических изданий высокого качества, рекламы, буклетов и другой красочной печатной продукции.

• Текстурированная.

Различается видом тиснения (“лен”, “скорлупа”). Используется, как правило, для обложек книг и журналов. Благодаря текстуре напечатанная на такой бумаге обложка приобретает оригинальный вид и свойства (кроме визуального воздействия, оказывает еще и тактильное).

• Картон.

Используется для изготовления упаковки, а также обложек. По качеству картон можно условно разделить на три типа: чистоцеллюлозный, картон из первичных волокон и макулатурный картон. Для улучшения полиграфических качеств на верхний, а иногда и на нижний слой картона на носится меловое покрытие.

Важным условием достижения максимального качества является хорошее состояние бумаги. Это означает, что листы бумаги не должны иметь механических повреждений, волнистости и других дефектов, вызванных, как правило, нарушениями условий хранения. Наиболее часто встречаются следующие дефекты.

• Волнистость краев бумаги.

Боковые стороны стопы бумаги впитывают влагу, находящуюся в окружающем воздухе, что приводит к их набуханию. Для того чтобы избежать подобного явления, необходимо поддерживать на складе строго определенную температуру и влажность воздуха (идеальными являются условия хранения при 53 ± 5% влажности и температуре 21 ± 2°С). Для поддержания таких условий в хороших типографиях используются специальные приборы и оборудование: электронные погружные щупы гигрометры, термогигрографы и увлажняющие установки.

• Выщипывание.

Представляет собой отрыв волокон или частиц поверхности бумаги в процессе печати в результате механического воздействия. Печатники различают отрыв бумажной основы и мелованного слоя. Степень этого дефекта зависит от качества бумаги.

• Загрязнение.

Происходит в результате попадания на бумагу различных частиц (налипших частиц мелованного слоя, крошек с валиков печатной машины или остатков старой краски). Для избежания этого дефекта рекомендуется перед особо ответственной печатью пропустить бумагу через машину, не запечатывая ее, и проверить результат. Если валики начали выкрашиваться, то для обнаружения этого дефекта следует приклеить на хорошо очищенный валик самоклеящуюся пленку “Теза”, а затем с силой оторвать ее, после чего проверить, не произошел ли отрыв частиц резины от валика.

• Тенение.

Под данным термином обычно понимают появление цвета на пробельных областях. Тенение может быть вызвано плохой регулировкой увлажняющих валиков или печатью слишком жидкими красками. Во избежание тенения следует производить печать максимально вязкой неразбавленной краской. Не рекомендуется также оставлять сухими формные пластины при наладочных работах.

• Слипание листов.

Может вызываться рядом причин: статическим электричеством, слишком высокой гладкостью бумаги, высокой гладкостью накладного стола. Чтобы избавиться от слипания листов, можно наклеить на поверхность накладного стола шероховатую матовую бумагу или установить устройство для поддува таким образом, чтобы оно создавало воздушную подушку для подаваемого листа. Можно также снизить скорость работы машины или перевернуть стопу бумаги.

• Отставание краски на обрезных краях.

При печати работ, насыщенных красками (например, с большими областями, запечатываемыми сплошным цветом), возникает небольшое отставание краски на обрезных краях или перенос краски на оборотную сторону следующего листа. Особенно часто этот дефект проявляется при печати насыщенными темными красками или при затуплении обрезного ножа. Чтобы устранить дефект, рекомендуется разбавлять краску белилами для лучшего ее закрепления на бумаге.

Дизайнерские коллекции бумаг

Специальные дизайнерские коллекции бумаги и картона используются для печати представительской, рекламной и презентационной продукции. Богатый выбор цветов и текстур позволяет использовать в качестве элемента дизайна саму бумагу. Впервые дизайнерские сорта бумаги был завезены в Россию в 1995 году крупнейшим поставщиком бумаги для офиса и полиграфии — группой компаний “Регент”. Это была коллекция элитных бумаг “Кашемир” производства немецкой фабрики “Гмунд”. Необычная, “теплая” на ощупь бумага с включением волокон натурального фетра произвела тогда настоящую сенсацию на рынке.

Сегодня в Украину импортируются дизайнерские бумаги плотностью от 80 до 310 г/м2 . Дизайнерские бумаги имеют очень широкий цветовой спектр. Например, коллекция “Гмунд Колорс” насчитывает 51 вариант цвета и разнообразные виды тиснения, от довольно обыкновенного тиснения “верже” (коллекция “Гранд Стайл”), “линия” (коллекция “Диаболо”), “сетка” (“Ривс”) до имитирующих ситец (“Татьяна”) и текстуру табачного листа (“Гавана”). Особый интерес представляют полупрозрачные цветные кальки, которые придают изданию особую утонченность и эксклюзивность. Для производства элитных бумаг применяется тонковолокнистая целлюлоза, отбеленная без применения хлора (TCF). Одним из важных технических показателей коллекционных бумаг является их устойчивость к световому воздействию, что, в первую очередь, достигается использованием красящих веществ, стойких к УФ-лучам и воде. Благодаря добавлению карбоната кальция бумажная масса не содержит кислот и Ph-нейтральна, что обеспечивает высокую устойчивость коллекционных бумаг к старению. В результате дизайнерские бумаги отличаются высокой стоимостью, что сдерживает их широкое применение в полиграфии. Однако, несмотря на цену, дизайнерские бумаги активно применяются в производстве упаковки (в частности, парфюмерной продукции), этикеток и для представительской полиграфической продукции. Дорогая и престижная вещь должна иметь соответствующее оформление, и дизайнерские бумаги — именно то, что нужно в таком случае. Использование дизайнерских коллекций открывает перед дизайнером новые перспективы, но в то же время требует чутья и опыта. Дело в том, что предвидеть результаты печати на цветной текстурированной бумаге, а особенно — на полупрозрачных кальках, достаточно сложно. А если учитывать, что минимальный тираж при офсетной печати составляет 500 листов, плюс часть бумаги уходит в брак, цена ошибки может оказаться очень высокой. Выходом здесь может служить цифровая печать, с помощью которой можно получить пробные экземпляры и оценить получаемый эффект. Цифровая печать также дает хорошие результаты при печати малотиражной продукции на дизайнерских бумагах, например буклетов, визиток, грамот и сертификатов.

Тампография


Тампография


Подвид высокой печати, при котором краска с формы переносится сначала на мягкий тампон, а затем — на материал. Данный способ применяется для печати на неровных поверхностях, так как тампон полностью обволакивает запечатываемую поверхность. Этот метод идеально подходит для нанесения рекламной информации на различную сувенирную продукцию, как то ручки, зажигалки, брелки, посуда и т.п., а также может быть применен для маркировки кассет, ампул, пробок и др. Печать производится при помощи тампона, представляющего собой силиконовую грушу. Носителем информации является пластина с фоточувствительным слоем, при обработке которого уровень в области изображения становится немного ниже общего. Полученное клише устанавливается в станок. В начале каждого печатного цикла валик (или скоба) наносит на клише краску, и ракельный нож снимает излишки. Краска остается только в углублениях клише, откуда ее забирает опускающийся тампон. Затем он перемещается к запечатываемому предмету и переносит изображение на изделие. Цикл завершен. При этом правильный выбор краски обеспечивает длительную стойкость полученного изображения к истиранию. Как видно из описания технологии, наиболее важным параметром для тампонной печати является размер клише. Он определяет размер изображения, которое может быть перенесено на изделие. Чаще всего используются станки с площадью клише 100 × 100 мм, так как они позволяют выполнять порядка 98% возникаю щих заказов. В индустриальном применении тампонной печати размер клише полностью определяется задачей.

В зависимости от требуемого качества печати и режима работы тампопечатного станка используются различные типы пластин для изготовления клише. Они могут быть фотополимерными, металлическими фоточувствительными и стальными. Другой важной характеристикой станка является число красок, которые станок может нанести на изделие без смены формы. По статистике порядка 60% составляют заказы на печать в две краски, около 35% — в одну краску и лишь 5% — другие варианты, поэтому оптимальным выбором можно считать двухкрасочную машину. Станки могут быть как ручные, так и полуавтоматические. На ручном станке все этапы цикла выполняются вручную, механизирован только процесс снятия краски ракельным ножом. Реальная производительность составляет около 300 оттисков в час. В случае многоцветной печати могут возникнуть проблемы при сложном совмещении цветов. В полуавтоматическом режиме вручную производится только смена изделий. При правильной настройке проблем с совмещением цвета не возникает. Благодаря тому, что такой станок все оттиски делает единообразно, многоцветная печать в большинстве случаев может быть выполнена и на однокрасочной машине. Увеличивается лишь общее время выполнения заказа, что бывает критично при большом объеме или при ограниченном времени. Реальная производительность полуавтома тического станка составляет около 850 оттисков в час. Ее определяет время, которое печатник затрачивает на смену изделия на печатном столе и на контроль качества отпечатка. Полуавтоматические станки могут использоваться как для выпуска рекламной продукции, так и для решения производственных задач. Когда речь идет о производительности, имеется в виду реальная скорость, с которой печатник может работать целую смену. Производители оборудования в паспортных данных указывают теоретическую скорость работы станка. Этот параметр стоит учитывать лишь в том случае, если есть потребность в получении большего количества отпечатков в единицу времени, чем указано выше. Это возможно только при некоторой механизации циклов смены объектов печати на рабочем столе, например при использовании конвейера. Как правило, выпускаемая производите лем конфигурация станка не предусматривает его дальнейшего переоснащения. В этом отношении выгодно отличаются модели тампопечатного оборудования, произведенные фирмой Kent Pad Printer (Канада). Они оснащены интерфейсным разъемом, к которому подключаются и автоматически распознаются различные варианты навесных принадлежностей (шатлы, конвейеры). Это позволяет мобильно переоснащать уже имеющийся станок, приспосабливая его для решения всевоз можных задач.

Тампоны

Тампоны изготавливаются из силиконовой резины. Они бывают различной формы, жесткости и качества. Тампон наносит изображение путем забора краски с клише и ее транспортировки на запечатываемый объект. Поэтому материал, из которого делается тампон, должен быть гибким; в то же время необходимо, чтобы переносимое изображение было четким. Один тампон может быть использован для решения разных задач. Это означает, что смена изображения или другая краска не потребуют дополнительных затрат на новый тампон. Основой тампона, как правило, является деревянная или алюминиевая пластина. Выбор материала для этой пластины зависит от способа крепления тампона к станку. Все формы стандартных тампонов имеют одну общую черту. Печатающая поверхность, как правило, имеет арочную форму, а стороны имеют уклон. Вершина тампона участвует в переносе краски, в то время как его боковые стороны поддер живают форму и обеспечивают четкость изображения. Для того чтобы достичь максимально четкой печати, тампон должен быть как можно большим. Чем меньше тампон деформируется, тем более четким получается изображение. При нанесении сложных изображений, когда все углы должны быть отпечатаны очень точно, тампон должен быть гораздо больше по размеру, чем изо бражение. Поэтому производители часто указывают меньший размер печати, чем реально может нанести тампон. Недостатком большого тампона является то, что для него требуется соответствующая мощность станка, и тот факт, что тампон может колебаться и вибрировать. Кроме того, цена тампона зависит от его размера и веса: чем больше тампон, тем он дороже. Важным параметром тампона является и его жесткость. Этот параметр влияет как на качество печати, так и на продолжительность службы. Жесткий тампон переносит изображение лучше и благодаря своей консистенции служит дольше. Однако нельзя использовать жесткий тампон постоянно, поскольку можно повредить поверхность запечатываемого объекта. При печати на изогнутых поверхностях больше подходит мягкий тампон, так как он легче взаимодействует с поверхностью, чем жесткий тампон. Выбор жесткости тампона, как правило, определяется мощностью тампопечатного станка. Использование больших и жестких тампонов приводит к быстрому изнашиванию тампопечатного станка.

Краска

В зависимости от выбранного материала, на котором осуществляется печать, требования к краске могут варьироваться. К краскам, используемым только для маркировки изделий, требования достаточно низкие; если же краску предполагается использовать для декоративной печати, то и требования к ней резко возрастают. Готовое изображение должно отвечать следующим характеристикам:

• непрозрачность;

• хорошая адгезия краски и устойчивость к царапинам;

• химическая устойчивость;

• безопасность (например, для игрушек).

Нет такой краски, которая отвечала бы всем вышеуказанным требованиям. Поэтому разработаны разные типы краски, которые отвечают разным требованиям и подходят для различных целей. Среди красок различают однокомпонентные и двухкомпонентные, а также светоотверждаемые.

Однокомпонентные краски

Этот тип краски высыхает за счет испарения растворителя, входящего в ее состав. В то же время поверхность термопластиковых материалов (например, полистирола, поликарбоната) взаимодействует с растворителями, и происходит внедрение краски в поверхность материала окрашиваемого изделия. В этом случае гарантированы отличное прилипание краски и устойчивость к повреждениям (царапинам). Однокомпонентные краски очень быстро высыхают.

Двухкомпонентные краски

Этот тип краски дает очень хорошую устойчивость к химическому и механическому воздействиям и имеет хорошую адгезию. В краски следует добавлять отвердитель, который спровоцирует химическую реакцию с основой. Очень важно, чтобы было соблюдено правильное соотношение. Отвердитель необходимо добавлять в краску непосредственно перед печатанием, так как краска с добавленным отверди телем может быть использована в ограниченное время. В зависимости от типа краски этот период может составлять от 6 до 12 часов. Полное затвердение краски иногда происходит только через несколько дней. Как правило, этот процесс ускоряется путем термообработки, которая одновременно повышает механическую стойкость некоторых типов краски. Самая распространенная ошибка — преждевременно проверять адгезию и устойчивость к химическому воздействию. Очень важно следовать прилагаемым инструкциям по применению.

УФ-отверждаемые краски

В тампопечати высыхание краски обычно основывается на испарении растворителя. Благодаря испарению растворителя образуется липкая пленка из краски. Для достижения хорошего результата краска должна лечь ровным слоем. Этому способу противопоставлен способ УФ-отверждения. Благодаря тому что в составе УФ-краски нет растворителя, слой краски при высыхании не деформируется.

Термография


Термография


Термографию также можно отнести к разновидности высокой печати. Технология ее такова: высокая матрица разогревается до определенной температуры, затем через специальную, обычно металлизированную, фольгу прижимается к поверхности, после чего фольга под действием температуры переносится на материал. Преиму щества данного способа состоят в получении блестящей краски (на самом деле представляющей собой металл), под золото, серебро и пр. Печать можно производить не только на бумаге и картоне, но и на коже, кожзаменителях, пленках ПВХ, полиэтилене, пластмассах, оргстекле и других нетрадиционных носителях. Термотрансферная печать — это способ переноса краски из специальной ленты (риббона) на материал этикетки с помощью мгновенного точечного нагрева риббона в месте соприкосновения с материалом этикетки. В обычном состоянии риббон не пачкается и кажется на ощупь сухим. За счет того, что для такой печати можно тщательно подобрать вещества риббона и материала этикетки, такой вид печати позволяет обеспечить широкое поле для маневра при выборе требуемых свойств этикетки (устойчивость к истиранию, химическим веществам, температуре и т.д.). Этот способ печати позволяет печатать при высоких скоростях движения материала под термоголовкой (до 250 мм в секунду), что позволяет работать на рулонных материалах и обеспечивать высокую производительность печати. Термотрансферные принтеры также обеспечивают синхронизацию печати в со ответствии с размером, что позволяет иметь высокое качество печати каждой этикетки или маркера даже при миллионных тиражах этикеток.

Флексография


Флексография


Способ флексографской печати используется для печати на пластиковых пакетах, при производстве упаковки, газет, этикеток и пр. Флексография в настоящее время является также ведущим и единственным способом печати в промышленности гофрированного картона, хотя появились уже и листовые печатные машины офсетной печати, предназначенные для печати на микрогофрокартоне. Флексографская печать — это способ высокой прямой ротационной печати с эластичных (гибких резиновых, фотополимерных) рельефных печатных форм, которые могут крепиться на формных цилиндрах различных размеров. Изображение на печатной форме — зеркальное. С помощью валика или растрированного цилиндра, взаимодействующего с ракелем, печатные формы покрываются жидкой или пастообразной быстровысыхающей (водорастворимой, на летучих растворителях) печатной краской и переносят ее на запечатываемый материал любого вида, в том числе и невпитывающий.

Так как первоначально для данного способа печати (в начале XX века) использовались анилиновые синтетические красители, его называли “анилиновая печать” или “анилиновая резиновая печать”.

Общепринятый сегодня термин “флексография” был впервые предложен 21 октября 1952 года в США на 14-й Национальной конференции по упаковочным материалам. В основу термина были положены латинское слово flexibillis, что зна чит “гибкий”, и греческое слово graphlem — “писать”, “рисовать”. Другой технической предпосылкой для появления флексографии явилось изобретение эластичных резиновых печатных форм. Основным материалом служил естественный каучук — эластичный материал растительного происхождения. В настоящее время основой для изготовления резиновых печатных форм служит синтетический каучук. Новый этап в развитии флексографии наступил около 1912 года, когда начали изготавливать целлофановые мешки с надписями и изображениями, отпечатанными анилиновыми красками. Расширению области применения флексографии способствовали определенные преимущества этой разновидности способа высокой печати перед классическими способами, в первую очередь — простота и надежность печатных машин в сочетании с достаточно высоким качеством печати. Формы высокой печати изготавливались раньше только из дерева или металла (типографского сплава — гарта, цинка, меди), но с появлением эластичных печатных форм в флексографии в высокой печати стали изготавливать печатные формы из фотополимеров путем экспонирования и вымывания или гравировки (ручной или лазерной). Печатные формы для флексографской печати имеют высокую тиражестойкость и могут быть использованы при печати миллионных тиражей. В некоторых областях печати флексографский способ пока незаменим, так как позволяет выполнять печать на материалах широкого спектра по качеству и химической активности. При флексографской печати в качестве запечатываемого материала используют бумагу, картон, гофрокартон, пленку, самоклейку, целлофан, фольгу, пергамент, металлизированную бумагу, пластмассу и другие материалы. Подавляющее большинство всех новых печатных машин, выпускаемых сейчас для флексографии, предназначено для работы с применением так называемых гильз из никеля или синтетического материала, которые с помощью сжатого воздуха раздуваются и надеваются или натягиваются на базовый формный цилиндр (он может быть строго цилиндрическим или иметь небольшую конусность). В настоящее время в области гильзовых технологий используются системы “лазергильза”, в основе которых лежит принцип прямой лазерной гравировки — изображение наносится непосредственно на фотополимер. Благодаря этому отпадает необходимость в обычных процессах обработки: экспонировании, вымывании, сушке.

Если рассмотреть оттиск, полученный на флексографской машине, через лупу или микроскоп, будет заметно, что на краях элементов букв, штрихов, растровых элементов наблюдается более толстый слой краски, чем в середине. За счет этого получаются резко очерченные и гладкие края изображений, а также различная цветовая насыщенность печатных элементов по площади.

Тоновые изображения воспроизводятся растровыми элементами, находящимися обычно на всех участках изображения, в том числе и самых светлых. При этом растровые элементы оттисков имеют круглую форму. Многоцветные тоновые изображения воспроизводятся обычно в четыре краски по тому же принципу триадной печати, что и в офсетной печати. Тонкие линии на изображении и штрихи текста на оттиске получаются непрерывными и с гладкими краями, а стыки и пересечения линий — четкими, без огрублений и округленностей. Оптическая плотность фотоформы на участках, соответствующих будущим пробельным элементам, должна составлять 4,0, а сама фотоформа должна иметь шероховатую поверхность для устранения воздушных пузырей между пленкой и формной пластиной в копировальной раме. Присутствие воздушных пузырей между фотоформой и формной пластиной в процессе копирования приводит к искажению печатающих элементов и к появлению на печатной форме колец Ньютона. Особого внимания требует выбор линиатуры растра. С одной стороны, чем тоньше элементы изображения, тем больше должна быть линиатура. С другой стороны, высокая линиатура растра сопровождается сильными графическими и геометрическими искажениями печатающих элементов. Шершавый материал требует больше краски, давления и, следовательно, более грубого растра. Для гладких пленок — наоборот. Растры с прямоугольными или овальными точками, тем более линейчатый растр, иногда применяемый в офсете, не годятся. Допустимы только круглые точки, иначе из-за разной деформации по-разному ориентированных растровых точек возникнут большие цветовые ис кажения.

Линиатура растрированного цилиндра должна быть в 3–5 раз выше линиатуры растра печатной формы. В любом случае растровая точка не должна погрузиться в ячейку растрированного цилиндра. Поэтому популярное на сегодняшний день в офсете частотномодулированное растрирование с использованием точек минимально возможных размеров дает плохие результаты в флексографии. Чтобы минимизировать влияние растра цилиндра, углы поворота растров при изготовлении цветоделенных фотоформ в флексографии отличаются от углов, принятых в офсетной печати. Угол поворота растра цилиндра определяет и комплект углов поворота растровых структур цветоделенных изображений. Выбор проводится по критерию минимизации муаровой структуры на оттиске. Как правило, углы в флексографии отличаются на 7° от величин углов в офсетной печати. Флексографская печать, впитав сильные стороны высокой и офсетной печати, по технологической гибкости не имеет себе равных. Бурное развитие флексографии стимулирует развитие и других способов печати путем переноса технологических и технических решений.

Шелкотрафаретная печать


Шелкотрафаретная печать (шелкография)


Шелкотрафаретную печать (сериографию, от “seri” — “шелк”) использовали еще древние египтяне и китайцы. Ее особенность состоит в том, что можно применять широкий диапазон печатных красок на различных связующих, которые, в свою очередь, позволяют работать на любых материалах: бумаге, пластике, тканях, стекле и т.д. Это обстоятельство определило “всеядность” способа печати и воз можность его использования для печати на любой бумаге. Шелкография, или трафаретная печать, используется для нанесения изображения на различные поверхности и материалы. Печать может производиться по пленочным материалам (винил, полиэфир, полиэтилен, поликарбонат), пластикам (АБС, ПВХ, акрил), текстилю, стеклу, металлам, таким как анодированный алюминий. Форма представляет собой матрицу, печатающие элементы которой способны пропускать сквозь себя краску. Таким образом, краска продавливается через форму-трафарет и попадает на запечатываемый материал, формируя рельефное красочное изображение. Печать может производиться на самых различных материалах: бумаге, картоне, пластмассе, металле, стекле, керамике, полиэтиленфталатной, триацетатной и других пленках. Для автоматизации шелкотрафаретной печати используются различные ручные и полуавтоматические устройства.

Преимущества такого способа печати заключаются в сочности красок (слой краски получается толстым, до 100 мкм и более), рельефности, возможности печа ти практически на любых материалах, простоте оборудования (для ручной печати). С другой стороны, довольно низкая производительность (даже для автоматов), необходимость сушки каждого красочного слоя и большой расход краски делают этот вид печати достаточно дорогостоящим.

Шелкография — один из наименее капиталоемких способов печати, не требующий больших инвестиций и сложного оборудования. В то же время данная технология очень универсальна, так как печать может осуществляться практически по любому материалу. Поэтому данную технологию часто используют в небольших фирмах.

Отделка печатных материалов – секретное оружие полиграфии


Отделка печатных материалов –

секретное оружие полиграфии


Благодаря послепечатной отделке, изделиям придается эксклюзивность: листовка, каталог, брошюра будет привлекать внимание. Сейчас особенно популярны такие технологии обработки:

  • Лакирование – защищает продукцию от истирания и воды, увеличивает долговечность. Лаки по-настоящему облагораживают печатные изделия.
  • Конгрев – с его помощью придают объем отдельным элементам, поэтому используется для создания престижных материалов.
  • Ламинирование – защищает листовки и другую рекламную продукцию от механических повреждений.
  • Тиснение – в зависимости от вида, создается зеркальный оттиск либо многоуровневое рельефное изображение. Бумага становится приятной на ощупь.

Отделка улучшает эстетические и эксплуатационные свойства продукции. Благодаря обработке увеличивается шанс, что материалы будут прочитаны потенциальными потребителями, клиентами, покупателями.

Секреты дизайна: как привлечь покупателя к товарам?


Секреты дизайна: как привлечь покупателя к товарам?


Огромное значение в полиграфии играет запоминающийся дизайн, который позволяет привлечь к листовкам либо каталогам внимание прохожих, потенциальных клиентов. Интересное, красочное, вызывающее оформление призывает к действию – потребитель начинает интересоваться информацией, которая указана в печатном материале.

Чтобы разработать дизайн брошюры либо каталога, учитывая особенности фирменного стиля, специалист обязан знать тонкости полиграфии и послепечатной обработки. Для оформления подбирается шрифт и его размер, исходя из длины и ширины печатного материала. Необходимо правильно разместить на листе тексты, чтобы их можно было комфортно и приятно читать, не напрягать зрение.

Полиграфическая продукция создается на основе корпоративного стиля. От красоты и продуманности первой страницы нередко зависит судьба печатного издания и, следовательно, эффективность рекламы. В материале, предназначенном для продвижения компании, продукции, услуг, обычно указывается такая информация:


  • название организации, ее контактные данные;
  • преимущества сотрудничества, достоинства товара;
  • особенности акций, скидок;
  • интересные факты о продукции, которые могут заинтересовать читателей.

Не верь глазам своим, или что показывает монитор!


Полиграфические технологии

Не верь глазам своим, или что показывает монитор!


При подготовке рекламного блока к печати возникают две основные проблемы или даже факты, которые по своей сути постоянны и неизменны:


- напечатанное в типографии не может быть таким же ярким, как изображение на мониторе;
- увидеть то, что будет напечатано в типографии, нельзя ни на мониторе, ни на принтере.

Чтобы решить эти проблемы как можно быстрее и дешевле, автор статьи … дает несколько положений-советов, позволяющих с ними свыкнуться:


  1. Изображение на мониторе всегда отличается от напечатанного. Неразумно тратить время на их точную подгонку и корректировку.
  2. Есть способ протестировать изображение до его печати - это цветопроба с пленок. Однако, он стоит довольно дорого и занимает большое количество времени.
  3. Еще один способ - тесты на специальных мониторах. Однако его минусы в том, что приблизительно оценивается «поведение» мелких деталей изображения.
  4. Цвет того или иного элемента изображения можно подобрать с помощью шкал цветового охвата. В этом случае он задается четырьмя параметрами и точно воспроизводится при печати.
  5. В стандартном полноцветном процессе печати используются четыре краски: синяя, красная, желтая, черная. С помощью них просто невозможно воспроизвести все цвета различимые даже на не очень качественной фотографии. С этим надо только мириться.
  6. При верстке на странице размещаются не сами фотографии, а их копии с очень низким разрешением. Сами фотографии используются очень редко, только при выводе на окончательную печать. На всех промежуточных этапах печати используются копии.
  7. Любая надпись (логотип, название и пр.) можно вставить на страницу в растровом (разрешение 150 точек/дюйм) или векторном (2500 точек/дюйм) виде. Безусловно второй вариант предпочтительнее. Сомневаться приходится только из-за кажущейся некачественности векторного изображения при верстке. Однако векторный аналог гораздо лучше растрового в плане изменения размеров без потери качества.